Где-то по бескрайним просторам реки Урал сейчас плывет новенькая нераспакованная коляска для ребенка-инвалида — семья Архиповых получила ее в начале весны: ждали, когда на улице станет тепло, а на дрогах сухо, чтобы опробовать. Она уплыла во время наводнения вместе с другими колясками, драгоценным запасом памперсов, мультиваркой, в которой мама готовила детям кашу и овощи, и многим еще другим — ценным и полезным, что кропотливо покупалось, чтобы улучшить, облегчить жизнь больных детей и их родителей. В семье Архиповых детей трое: два старших мальчика с ДЦП, и их маленькая сестренка. Когда начала поступать вода, муж был на работе, и мама по одному сажала детей в машину, и уталкивала в небольшой багажник их сменные вещи, и памперсы, сколько влезло. Они уехали в город — тоже к знакомым. Муж потом добирался до них уже по воде, когда он смог оказаться дома, спасти смог только собаку.
Семье Бисеновых было, куда бежать, — незатопленным остался дом у родственников, где их приняли с большой готовностью. Но уже на следующий день после эвакуации мама с младшей дочкой Мирамгуль попали в больницу. У девочки ДЦП, оперированный врожденный порок сердца, эпилепсия — из-за пережитого стресса возобновилась эпиактивность, три дня девочка провела в больничной палате. Потом успокоилась, все нормализовалось и девочку опустили домой — туда, где у нее дом сейчас. Но каждый раз, когда мама уезжает на «разборки» — так в семье называют разбор вещей в поврежденном доме, — Мира теряется и очень переживает, плачет и просит маму не уезжать. Чтобы успокоить дочку, мама рассказывает ей сказки про диван, который захотел стать сыром, но не нашел подходящего под свои размеры холодильника и протух, про ее кроватку, которая превратилась в щепки и уплыла в синеморе, про коляску, которая тоже оправилась путешествовать по миру, прихватив за компанию маечки и курточки — нужно же как-то объяснять ребенку, почему они не могут вернуться домой, не доведя в очередной раз до больницы.
Когда стало ясно, что в своем доме наводнение семье Кириллиных не переждать, был поздний вечер. Эвакуировались с минимум вещей. Детей в семье четверо — каждый собрал по небольшому рюкзачку предметов первой необходимости, шестилетней Ксении только помогала мама — у девочки задержка развития, она бы сама не справилась. Потом была дорога до дома родственников, где большая семья, кое-как разместившись, позволила себе, наконец, оценить масштаб произошедшего. На следующий день Ксюшу отвели в садик, оказавшись в привычной и безопасной среде, она уснула и проспала до самого вечера — это была ее защитная реакция, как объяснила потом воспитатель. Взрослые не спали нормально несколько дней, когда вода ушла — поехал проверить дом: там остались только то, что висело на стенах выше полутораметров, все остальное или уплыло, или испортилось. Ксюше и другим детям негде будет спать, когда получится вернуть домой.
Каждый день мы получаем письма от пострадавших семей, особенно сложно сейчас родителям тяжело больных детей. Часто их нельзя оставить: муж на работе, мама с детьми или на съемном жилье, или в ПВР. Вода ушла, но домом нужно заниматься, нужно выгребать весь мусор, в который превратились некогда уютные диваны, детские кровати и полки с книжками, ждать комиссию, которая оценит ущерб и сделает заключение, выдадут ли семье положенную компенсацию за утраченное имущество.
Мы благодарим каждого, что помогает пострадавшим! Мы с вами уже обеспечили несколько пунктов временного размещения постельными принадлежностями, средствами гигиены и продуктами и продолжаем помогать. Но сейчас люди понемногу начинают возвращаться в свои дома и там тоже нужна помощь.
Нужно вывозить мусор, сушить стены, вскрывать полы. Папам нужны инструменты, ведь смыло все — от отверток и гвоздей, до лопат и садового инвентаря. А мамам — мамам сейчас очень важно позаботиться о детях: у них должна быть возможность стирать, готовить питание сейчас, а не после того, как комиссия решит, выделить средства на плиту. Во многих частных домах было индивидуальное отопление, а значит, чтобы в домах снова стало тепло, многим семьям придется менять котлы. Работы и забот много, но если мы продолжим помогать, — у людей получится справиться!