Ира, как и 143 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, живет в московской спецшколе-интернате № 4 для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с нарушениями психики. Интернат в неплохом состоянии, в нем — один из лучших спортзалов в Москве, школа, просторные помещения, красивый интерьер. Детей возят летом в Крым, некоторых берут на каникулы семьи из Швеции. Зимой они ходят на каток. Круглый год их водят плавать в бассейн.
Но финансирования хватает на самое необходимое, на самые простые и незамысловатые лекарства, еду, учебу. Как выяснили сотрудники фонда, ортопедическая обувь и очки не входят в статьи расходов бюджета, выделяемого на интернат. Деньги на них просто берут из аптечных, а ведь некоторые очки — очень сложные и дорогие. Совсем, как у Иры Антипиной — +7 +8, астигматизм, толщенные стекла.
Один из друзей фонда, который сам прошел через сложную операцию на глазах, дал нам сто долларов и попросил истратить ее на какого-нибудь ребенка с глазными проблемами. Врачи интерната сначала пришли в замешательство, когда мы попросили их определить, кому именно из детей нужна срочная помощь: детей с проблемами столько, что трудно выделить кого-то одного. Повезло Ире. Мы сделали ей прекрасные очки — пластик, тонкий и легкий, прочная оправа — ее любимого синего цвета, твердый синий футляр и тряпочки — протирать новые стекла. По масштабам интерната стоило это немало: очки специально заказывали в Германии. Ира, конечно же, очень рада: девочка она веселая и подвижная, нынешние очки сломаны в трех местах и из них все время выпадают стекла, а в новых она сможет бегать и прыгать, сколько вздумается.
Важным результатом этой маленькой операции мы считаем выявленную проблему: детям в интернатах нужны очки и ортопедическая обувь, чтобы врожденные болезни не усугублялись с возрастом и не превращались в приговор. Но существующий способ финансирования ставит перед руководством интерната неразрешимую дилемму: купить лекарства или очки.